понедельник, 3 июня 2013 г.

Икебана

Икебана в переводе с японского — это «цветы, наделенные жизнью».
Именно грустная мысль о мимолетности красоты, бренности существования составляет главную идею японского миро¬созерцания в искусстве. «Печаль вещей» — так можно выразить это ощущение.
Икебана порождена созерцательным мировоззрением японцев, видевших в природе одухотворенную силу. Каждая из композиций смотрится как скульптура, скульптурная группа. Она создана с такой тщательностью и продуманностью, что в голову не приходит мысль о ее недолговечности, о том, что она будет жить всего два-четыре дня.
Любая композиция икебаны, как и все японское искусство, основана на принципе динамического равновесия. Как может слово «динамика», означающее движение, рост, развитие, быть употреблено по отношению к срезанным одиноко стоящим цветам? Дело в том, что в композиции, помимо цветов, участвуют ветки, кора, травы да и сама ваза, которая подчеркивает красоту и живость цветка. Они-то и помогают создавать динамику, а своими очертаниями и сдержанностью окраски как бы оттеняют и уравновешивают яркость цветка.
В настоящее время икебана — часть японского интерьера, гармонирующая с его строгими, простыми и легкими линиями. Цветы, ветки, листья оживляют своими естественными природными очертаниями геометрию интерьера. Фон для икебаны должен быть ровным, пустым. Эта пустота является частью композиции икебаны.
Икебана представляет собой композицию из 3-5 цветков и нескольких дополнительных элементов; художественностью своей «конструкции» она оказывает на нас порой большее воз¬действие, чем пышный букет или корзина цветов. Все дело в гармонии элементов и внимании к деталям, а также в динамике их расположения. .
Очень важно пропорциональное соотношение, высоты элементов. Собственно говоря, по организации пространства икебана сродни архитектуре. Чтобы выдержать высоту или уровень того или иного элемента (цветок, ветка и т. п.), внутри вазы помещают специальные решетки и ежики, на шипы которых крепят цветы или ветки. Художник смело отрывает листья, иглы (если это хвойная ветка) или просто берет сухие голые ветви, коряги и добивается динамичной графики очертаний. Каждая композиция выражает определенный смысл: мужское и женское начало, жизнь и смерть, добро и зло и т. д. 






(Г Гуров. Дизайн и архитектура в жизни человека. Методическое пособие. М Просвещение 2008)

Комментариев нет:

Отправить комментарий