воскресенье, 10 февраля 2013 г.

Русская прялка


Прядение - символ женского труда. «Народ поэтизировал этот предмет - орудие женского труда. Работа пряхи  монотонно-утомительная, требовала большого терпения. Прясть женщина начинала с раннего детства и в основном занималась этим в молодые годы. Может быть, поэтому в народной жизни возник обычай посиделок с прядением, куда собиралась молодежь в нарядных одеждах. Прялки с их пластичностью резного узора или с многоцветием росписи гармонировали с костюмом, дополняли его красоту.
Значение этой работы было всегда так велико, что еще в глубокой древности, подобно ткачеству, она стала символом женского труда и имела своих высоких покровителей. В древней Элладе пряхам покровительствовала Афина, у славян - таинственная Мокошь, богиня-пряха, и христианская Параскева-Пятница».
 (Русские прялки: каталог выставки из собрания Государственного Русского музея / Сост. каталога Н. В. Мальцев и Н. В. Тарановская. Л., 1971. - С. 3, 4, 8. Далее цитируется это издание.)



Образ пряхи, прялки в народном творчестве и в поэзии.
«О прялке, прядении и работнице-пряхе поется в народных песнях, лирических и шуточных. Эти образы появляются и в лубке, и в народной игрушке, и в росписях на многих предметах. Часто эта сцена по своей торжественности приравнивалась к сценам чаепитий и праздничных катаний. Фигура пряхи-труженицы была настолько характерна для русской дореволюционной деревни, что образ ее нашел отражение в творчестве Пушкина, Никитина и других поэтов».
Прялка как подарок. «Детям дарились маленькие скромные прялочки. Девицам и молодым женщинам - украшенные с особой заботливостью и старанием. Нередко на таких прялках-подарках появлялись дарственные надписи, в которых выражались добрые пожелания: "Сiя прялица изрядна, хозяюшка обрядна"; слова любви: "Работал Иван Ефимовь своей супруге Елизавете Андреяновне. Кого люблю, того дарю, люблю сердечно, дарю вовечно ... " к прялке относились с почтением. Прялку берегли. Да и как не беречь! Веками жила она в семье, переходила от бабушки к матери, от матери к дочке ... »
Типы русских прялок. «Прялки - древнее и простейшее приспособление для изготовления пряжи. На территории России они существовали уже в неолитическую эпоху. В Вологодской области на реке Модлоне археологами была найдена прялка начала II тыс. до н. э.
Русские прялки состоят из стояка с лопастью для крепления кудели, соединенного с горизонтально расположенной доской, так называемым донцем, на которое садится пряха. Они вырубались из целых кусков дерева, из пней с корнями либо делались составными. Материалом для них чаще всего служили ель или береза. Это тип прялки с лопастью. Делали прялки повсеместно для своей семьи. Наиболее искусные мастера изготовляли их и на заказ. В тех местах, где были сильно развиты художественные традиции обработки дерева и существовали условия для сбыта изделий, возникали центры прялочного производства. Такими районами были Ярославская, Нижегородская и северные губернии с их богатыми традициями орнаментальной резьбы и росписи. В течение веков в разных районах России сложились свои формы прялок И приемы их украшения».
Прялки-гребни. Городецкие мастера славились изготовлением донец. «В центральных и южнорусских областях бытовали прялки-гребни с плоскими резными донцами. Кленовый или березовый гребень с большим количеством тонких зубьев, поднятый на высокую ножку, вставлялся в головку донца. Массивные донца этих прялок украшены трехгранновыемчатой резьбой. Ряды квадратов, ромбов, лучевых и вихревых розеток иногда заполняют всю поверхность доски, напоминая своим обилием богато украшенное вышивкой или тканьем полотенце. Среди прялок-гребней особенно выделяются поволжские с реки Узолы возле г. Городца.
Прялочный промысел существовал здесь уже в XVIII в. Городецкие мастера славились изготовлением донец. Они делали донца широкие, полуовальной формы и поначалу украшали их распространенной повсюду трехгранновыемчатой резьбой. Наряду с нею здесь возник уникальный в русском народном искусстве прием скобчатой резьбы с инкрустацией мореным дубом. На донцах этих прялок энергичными изогнутыми врезами изображались сцены охоты, выезды в каретах, всадники, дамы и кавалеры, ряды солдат в киверах и с саблями наголо.

Во второй половине XIX в. резьба на городецких донцах сменилась росписью, которая также составила самостоятельную школу крестьянского искусства. Расписные донца вводят нас в пестрый и многолюдный мир застолий, нарядных, как бы позирующих дам и кавалеров, всадников на богато убранных конях и охотников. К излюбленным мотивам городецкой прялочной росписи относятся и птицы с яркими, как крыло бабочки, хвостами, стоящие по сторонам голубых, красных, желтых и сиреневых роз. Но основной тип русской прялки - прялка с лопастью, распространенная на громадной территории и существующая во множестве вариантов».
Русские прялки - удивительное явление национального творчества. «Они представляют собою как бы синтез искусств. В их формах запечатлелись логика и завершенность произведений скульптуры или архитектуры, а плоскости решены по законам рельефа или живописи с особым построением пространства, двухмерного, целиком подчиненного декорируемой поверхности. В искусстве украшения прялок отразились реальная жизнь и поэтические представления о ней и о природе, иногда в очень древних мифологических и сказочных образах».

Литература: 

Воронов В. С. Крестьянское искусство - М., 1962;
Круглова О. Русская народная резьба и роспись по дереву - М., 1974;
 Маврина Т. Городецкая живопись - Л., 1970;
Мальцев Н. В. Русские прялки. - Л., 1970;
 Черняховская Ю. С. Городецкие днища .Сокровища русского народного искусства. Резьба и роспись по дереву. - М., 1967.
Чиянов С. Городецкие праздники - Н. Новгород, 1995. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий