Прядение - символ женского труда. «Народ поэтизировал этот
предмет - орудие женского труда. Работа пряхи
монотонно-утомительная, требовала большого терпения. Прясть женщина
начинала с раннего детства и в основном занималась этим в молодые годы. Может
быть, поэтому в народной жизни возник обычай посиделок с прядением, куда
собиралась молодежь в нарядных одеждах. Прялки с их пластичностью резного узора
или с многоцветием росписи гармонировали с костюмом, дополняли его красоту.
Значение этой работы было всегда так велико, что еще в
глубокой древности, подобно ткачеству, она стала символом женского труда и
имела своих высоких покровителей. В древней Элладе пряхам покровительствовала
Афина, у славян - таинственная Мокошь, богиня-пряха, и христианская Параскева-Пятница».
(Русские прялки: каталог
выставки из собрания Государственного Русского музея / Сост. каталога Н. В.
Мальцев и Н. В. Тарановская. Л., 1971. - С. 3, 4, 8. Далее цитируется это
издание.)
Образ пряхи, прялки в
народном творчестве и в поэзии.
«О прялке, прядении и работнице-пряхе поется в народных
песнях, лирических и шуточных. Эти образы появляются и в лубке, и в народной
игрушке, и в росписях на многих предметах. Часто эта сцена по своей
торжественности приравнивалась к сценам чаепитий и праздничных катаний. Фигура
пряхи-труженицы была настолько характерна для русской дореволюционной деревни,
что образ ее нашел отражение в творчестве Пушкина, Никитина и других поэтов».
Прялка как подарок. «Детям дарились маленькие скромные
прялочки. Девицам и молодым женщинам - украшенные с особой заботливостью и
старанием. Нередко на таких прялках-подарках появлялись дарственные надписи, в
которых выражались добрые пожелания: "Сiя прялица изрядна, хозяюшка
обрядна"; слова любви: "Работал Иван Ефимовь своей супруге Елизавете
Андреяновне. Кого люблю, того дарю, люблю сердечно, дарю вовечно ... " к
прялке относились с почтением. Прялку берегли. Да и как не беречь! Веками жила
она в семье, переходила от бабушки к матери, от матери к дочке ... »
Типы русских прялок. «Прялки - древнее и простейшее
приспособление для изготовления пряжи. На территории России они существовали
уже в неолитическую эпоху. В Вологодской области на реке Модлоне археологами
была найдена прялка начала II тыс. до н. э.
Русские прялки состоят из стояка с лопастью для крепления
кудели, соединенного с горизонтально расположенной доской, так называемым
донцем, на которое садится пряха. Они вырубались из целых кусков дерева, из
пней с корнями либо делались составными. Материалом для них чаще всего служили
ель или береза. Это тип прялки с лопастью. Делали прялки повсеместно для своей
семьи. Наиболее искусные мастера изготовляли их и на заказ. В тех местах, где
были сильно развиты художественные традиции обработки дерева и существовали
условия для сбыта изделий, возникали центры прялочного производства. Такими
районами были Ярославская, Нижегородская и северные губернии с их богатыми
традициями орнаментальной резьбы и росписи. В течение веков в разных районах
России сложились свои формы прялок И приемы их украшения».
Прялки-гребни. Городецкие мастера славились изготовлением
донец. «В центральных и южнорусских областях бытовали прялки-гребни с плоскими
резными донцами. Кленовый или березовый гребень с большим количеством тонких
зубьев, поднятый на высокую ножку, вставлялся в головку донца. Массивные донца
этих прялок украшены трехгранновыемчатой резьбой. Ряды квадратов, ромбов,
лучевых и вихревых розеток иногда заполняют всю поверхность доски, напоминая
своим обилием богато украшенное вышивкой или тканьем полотенце. Среди
прялок-гребней особенно выделяются поволжские с реки Узолы возле г. Городца.
Прялочный промысел существовал здесь уже в XVIII в.
Городецкие мастера славились изготовлением донец. Они делали донца широкие,
полуовальной формы и поначалу украшали их распространенной повсюду
трехгранновыемчатой резьбой. Наряду с нею здесь возник уникальный в русском
народном искусстве прием скобчатой резьбы с инкрустацией мореным дубом. На
донцах этих прялок энергичными изогнутыми врезами изображались сцены охоты,
выезды в каретах, всадники, дамы и кавалеры, ряды солдат в киверах и с саблями
наголо.
Во второй половине XIX в. резьба на городецких донцах
сменилась росписью, которая также составила самостоятельную школу крестьянского
искусства. Расписные донца вводят нас в пестрый и многолюдный мир застолий,
нарядных, как бы позирующих дам и кавалеров, всадников на богато убранных конях
и охотников. К излюбленным мотивам городецкой прялочной росписи относятся и
птицы с яркими, как крыло бабочки, хвостами, стоящие по сторонам голубых,
красных, желтых и сиреневых роз. Но основной тип русской прялки - прялка с
лопастью, распространенная на громадной территории и существующая во множестве
вариантов».
Русские прялки - удивительное явление национального
творчества. «Они представляют собою как бы синтез искусств. В их формах
запечатлелись логика и завершенность произведений скульптуры или архитектуры, а
плоскости решены по законам рельефа или живописи с особым построением
пространства, двухмерного, целиком подчиненного декорируемой поверхности. В
искусстве украшения прялок отразились реальная жизнь и поэтические
представления о ней и о природе, иногда в очень древних мифологических и
сказочных образах».
Литература:
Воронов В. С. Крестьянское искусство - М., 1962;
Круглова О.
Русская народная резьба и роспись по дереву - М., 1974;
Маврина Т. Городецкая живопись - Л., 1970;
Мальцев Н. В.
Русские прялки. - Л., 1970;
Черняховская Ю. С. Городецкие днища .Сокровища
русского народного искусства. Резьба и роспись по дереву. - М., 1967.
Чиянов С.
Городецкие праздники - Н. Новгород, 1995.
Комментариев нет:
Отправить комментарий