пятница, 8 февраля 2013 г.

Русский народный костюм

Искусство русского народного костюма 
(Отражение большого мира Вселенной в малом мире повседневного быта) 
Примером такого отражения большого мира Вселенной  в малом мире повседневного быта может служить народная одежда. 
Подол женской рубахи и юбка-понева часто были украшены тканым либо вышитым орнаментом, содержащим древние идеограммы земли, засеянного поля - квадратики с точками посредине. 
На рубахах выше пояса - веточки, цветы, условные изображения растений. Все эти узоры выражают идею земли, плодоносящей почвы.  
Верхняя часть костюма всегда связана с образом неба. Потому многие русские наименования женских головных уборов восходят к названиям птиц - существ, как бы связывающих землю и небо -  кичка (утка), сорока, кокошник (от «кокошь» - курица). На челе уборов очень часто изображались солнце, звезды и композиции, связанные с небесным «ярусом» мира. К кокошнику на лентах прикреплялись «пушки» - шарики из птичьего пуха, висящие у висков или над плечами. Эти вертикальные ленты, иногда сплошь затканные бисером, могут выражать идею дождя - небесной влаги, необходимой пахарю. Все это можно было увидеть еще в прошлом веке. В Киевской Руси цепочки-рясны, свисавшие с кокошника, завершались подвесками-колтами с изображениями птиц или фантастических крылатых дев (сиринов), русалок, тоже связанных с дождем. 
Серебряные плетеные пояса древнерусских женщин были украшены на концах (свисавших до колен) головами ящеров, символизирующих нижний - подземно-подводный мир. Таким образом, одетая в праздничный наряд русская княгиня XII столетия или крестьянка XIX в. представляла собой как бы модель Вселенной. 
(Р ы б а к о в Б. А. Орнамент сквозь века / / Юный художник. - 1980. - N2 2. - С. 19-20.) 

Русский человек далекого прошлого (наши дальние предки-славяне и люди средневековой Руси) ощущал себя необходимой частью мироздания (мироздание - вдумайтесь в изначальный смыслэтого слова). Обращение, а значит, и приобщение к могущественным силам природы было для него делом жизненной важности, глубоко духовным актом. Поэтому в изготовление того или иного предмета быта, в его украшение мастер вкладывал всю душу. И, что не менее важно, в своих произведениях он отражал собственное представление о мире, творил как бы «модель» познанного им мира.
 Узоры русской вышивки на рубахе
 Как известно, рубаха в старой русской деревне была основной частью костюма, а для молодежи - подчас и единственной. Для будних дней ее обычно не вышивали, зато уж как украшали праздничную! Особенно девушки старались, ведь по казаться в праздничный день на людях в невышитой рубахе считалось позором. И для того дня, когда всем крестьянским миром выходили на покос, тоже готовили изукрашенную узорами одежду. Удивительно ли, что народ связывал с рубахой немало разных поверий. Считалось, например, что продавать ее никак нельзя - потеряешь счастье. А свадебная рубаха к тому же, верили, обладает целебной силой. 
Глубокий смысл имели и сами украсы. В середине XIX столетия еще был жив обряд «чтения узоров». В одно из сел собирались из ближних и дальних мест девушки в лучших, сделанных своими руками нарядах. Одна на другую надевали четыре-пять рубах с затейливыми узорами, что шли от подола до груди. Затем - сарафан, поверх него - три-четыре нарядных передника. значение узоров. Парни же по вышивкам судили о трудолюбии и способностях девушек. 
В старинной cеверной песне поется, как работала одна из таких рукодельниц
Во первый  раз  вышивала       Светел месяц со лучами, 
 Красно солнце с маревами,       Со частыми со звездами.( ... ) 
С теплыми облаками.             В четвертый раз вышивала 
Во второй раз вышивала      Сине море со волнами ... 

В свадебном же причитании каргопольская невеста рассказывала, что на ее белой рубашечке вышито «хорошее всхожее солнышко, утренняя заря, младой полуночный светел месяц, реки, все 
озера глубокие». Но сколько бы мы ни пересмотрели старинных рубах, ни на одной не увидим такой натуралистической картины природы, исполненной иглой и разноцветными нитками. По-видимому, владела та девушка каким-то другим изобразительным языком. Но как его пони мать? Ключ к познанию его постараемся найти в старинных сказках, пословицах, загадках. Вот хотя бы в этой, где речь идет о солнце: 
Большая светлица, 
Горит жар-птица, 
Всяк её знает  /И обожает. 
Ведь это разгадка уже знакомого нам изображения на подоле рубахи: светлица - образ мира, жар-птица - ясное солнышко! А птички поменьше (их называли павами) - будто лучики вокруг. 
солнца. С образом птицы в народе было связано представление о свете и тепле. 
... На подоле еще одной рубахи - две птицы со сросшимися спинами (такую композицию называют из-за формы ладьей). Из ладьи вверх, к сердцевидному семени, тянется росток, а из семечка произрастает сказочное древо с пышными цветами и листьями. Вокруг всюду восседают павы, а по бокам могучие птицы словно охраняют дивное растение. Роль этих величавых стражей вроде бы ясна, но что означает ладья? 
Исследователи русского народного искусства хорошо знают, что бывает она трех видов: птичья, конская и оленья. Фольклорные же материалы говорят, что эти животные и птицы в сознании народа были связаны с образом солнца - как его слуги. Следовательно, и наша композиция имеет прямое отношение к солнечной символике. 
... В русской деревне был веселый древний обычай. По весне девушки шумной толпой шли за околицу. Там, подняв к небу руки, они пели песни - веснянки и заклички, зазывая «птиц-ластущек», которые должны были принести в их края весну-красну. И вот на вышивке оплечья, украшавшего нарядную девичью рубаху, мы видим женскую фигуру с воздетыми к небу руками. В руках у женщины и вокруг - большие и малые птахи. Как видите, вышивка, обряд и песня, приведенная 'раньше, имеют одинаковое значение. Они должны способствовать скорому приходу яркого вешнего солнышка, столь необходимого всей природе. 
Наступала пора полевых работ, и в поле выходили пахари. Взгляните на узор полотенца: в центре вышивки  -  величавая женская  фигура, которая держит под уздцы двух коней. На них восседают всадники, по жесту рук видно, 'с каким почтением обращаются они и  к небу, и к матери- земле. За спинами у всадников - сохи, которыми накали крестьяне свои нивы. Итак, перед нами зримый образ встречи весны.
 Наиболее дpeвнее цветовое сочетание в русской  вышивке -  белый и красный: серебристая льняная холстина и пылающая нить узоров.  Красный цвет  в народном искусстве был одновременно  символом земного плодородия и самого солнца'. Вот почему одной и той же нитью вышиты и вестники весны - павы, и мать- земля" словно бы озаренная и согретая солнечным светом и теплом. 
Теперь внимательно рассмотрим технику исполнения вышивки. По мерцающей серебром материи стежок за стежком, строго по ячейкам ткани, словно  по канве, вышивался контур рисунка. Рукодельницы  чаще  всего пользовались старыми- образцами или сколками, сохраняя таким образом иконографию древних сюжетов. Второй  этап - внутреннее заполнение  узора прямой сеткой, в ячейках которой, в шахматном порядке, вышивались крестики. Прием этот не подчеркивая материальности изображаемого  выявлял символическую значимость орнамента. Со временем обрядовое значение вышивки постепенно забывалось и на первое место выступала ее декоративная сторона. Все чаще мастерицы заполняют силуэт так, называемыми наборными швами, состоящими из разноцветных квадратиков, треугольничков, прямоугольничков.
 (Д у р а с о в Г. Узоры русской вышивки / / Юный, художник. - 1985. № З. - С. 24-27.) 




2 комментария: