Поэзия и гармония жизни в предметах крестьянского быта
(О чем звенит самовар)
Формы и объемы самоваров были бесконечно
разнообразны. Вычищенный речным песком
до солнечного сияния самовар превосходно гармонировал с деревом крестьянского
дома, с его лавками и посудниками, полицами и чаще некрашеными шкафчиками.
Шумящий, кипящий самовар и впрямь как бы
оживал и одухотворялся. Странная, вечная взаимосвязь воды и огня, близость к
человеку и того и другого делали чаепитие одним из отрадных занятий, сближающих
людей, скрепляющих семью и застолье.
Вода кипит
ключом, в дырку султаном бьет горячий пар. Самовар уносят на стол ...
(Белов В. Л: Очерки о народной эстетике. - М., 1982)
Предметный мир крестьянской избы
Квашня – посуда для заквашивания теста, глиняная или деревянная. Квашня,
будучи предметом утилитарного назначения, в то же время считалась символом
плодородия, плодовитости, производящей силы.
Светец (светило, светильник, светильня) - приспособление для держания
горящей лучины. Светцы имели различную форму и величину. Большим разнообразием
отличались стоячие светцы, полностью выкованные из железа и склепанные из
железных стержней и полос, рассчитанные на несколько лучин. Рисунок светца
был
неповторим благодаря большой вариативности всевозможных спиралей и завитков, украшавших осветительный
прибор.
Скамья - приспособление для сидения и сна. Представляет собой доску на четырех ножках или заменяющих
их двух досках. Скамья, использовалась в том случае, когда не хватало места на
лавках. Тогда ее приносили из сеней, приставляли к столу. или лавке.
Столешник - скатерть. Ткань для покрытия стола. В крестьянской среде
скатерти изготавливали из домотканого как простого полотняного переплетения,
так и выполненной в технике бранного и многоремизного ткачества.
Литература: Русская изба (Внутреннее пространство, убранство дома,
мебель,
утварь): Иллюстрированная энциклопедия /. Д. А. Баранов, О. Г
Баранова и др. - СПб., 1999.
Комментариев нет:
Отправить комментарий